В основе практики КПТ всегда лежит взаимодействие между специалистом и пациентом/клиентом, если работа ведётся в индивидуальном формате, и специалистом и группой пациентов/клиентов, если речь идет о групповом лечении.
О каком взаимодействии идёт речь? Как и полагается психологической работе - в большинстве случаев речь идёт о разговорном взаимодействии - о беседе двух ( или более людей) в течение отведённого времени. Естественно, эта беседа имеет определенную специфичность, структуру и направленность, но в целом терапевтические отношения – это качественное, человеческое сотрудничество, выстроенное на принципах уважения, эмпатии, принятия и совместных направляемых открытий - важнейший залог успеха и КПТ и в Психотерапии вообще.
Именно в ходе таких бесед появляются возможности для исследования тех самых когнитивных функций, о значении которых мы говорили выше. В процессе разговора психотерапевт и пациент / клиент наблюдают особенности мышления, внимания, памяти последнего. Изучается, как он оценивает, интерпретирует те или иные события своей жизни. Через призму особенностей мышления нам удаётся раскрыть интрапсихические и интерпсихические конфликты людей, их специфику отношений, их системные кризисы. В таком формате удобно выявлять основные жалобы обратившихся, формировать список проблем-мишеней, строить стратегию для вмешательств.
Сначала на сессиях вместе с психотерапевтом, а затем и самостоятельно, пациент обучается оценивать свои мыслительные привычки и их корректировать.
Разговорная часть лечения может выглядеть разнообразно и зависит от стадии лечения, темпов терапии и стиля коммуникации, выбранного врачом и пациентом. Иногда в ходе сессии преобладает расспрос, иногда применяется монолог одного из участников (например психообразовательная мини-лекция врача или долгое биографическое повествование Пациента), но чаще всего в длительности всей терапии - это диалог.
Чем, кроме беседы, наполняется ещё сессия в КПТ? Заполнением тестов и опросников, ведением записей, обучением и проработкой практических упражнений и навыков.
О каких практических упражнениях можно говорить в этой терапии?
Так как мы имеем дело с КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ терапией, дело не ограничивается исключительно разговорами о мышлении и теоретизированием.
К примеру, в работе с пациентом, которого мучают изнурительные панические атаки, в излечении нам мало просто оспорить катастрофические представления такого человека о своих приступах страха, полезно обучить его практикам управляемого дыхания или нужным методам релаксации, которые позволят снизить негативные проявления тревоги. А для закрепления его новых представлений о своих возможностях справляться с паникой, полезно было бы продемонстрировать ему это не в теории, а на его собственном опыте. Это возможно сделать только через поведенческие практики, например через ЭКСПОЗИЦИЮ (привыкание). Эти же практики могут быть полезными и при головных болях.
В других случаях на сессиях (или в естественных условиях) могут проходить практические поведенческие эксперименты. Скажем, люди, страдающие клинической депрессией или тревожностью выявляют множество негативных или катастрофических представлений о себе или об определенных ситуациях. В той части психотерапевтической работы, которая относится к КОГНИТИВНОЙ мы максимально подробно выявляем и исследуем эти представления, предлагаем другие - более подходящие. Но этого часто бывает недостаточно для стойкого эффекта. Далее мы переходим к той части терапии, которая относится к ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ. Мы моделируем терапевтические эксперименты, которые наглядно демонстрируют клиенту несостоятельность его прежних представлений и позволяющие проверить новые. С Депрессивной персоной, уверенной в собственной «никчемности» или в своей «невозможности» к какой-либо продуктивной или приятной деятельности мы подбираем такие условия поведенческой активации, которые способны доказать обратное. Так, депрессивный пациент/ клиент с удивлением узнаёт, что все же способен к определенной активности, несмотря на уверенность в обратном. С тревожным человеком, который испытывает настоящий ужас, вступая в социальную коммуникацию (социальная фобия) или находясь в закрытом пространстве (клаустрофобия), мы искусственно создаём такие ситуации, которые позволяют снижать эту тревогу и уверенно справляться с пугающими триггерами. За счёт поведенческой экспозиции (привыкание) пациент на собственном успешном опыте осознаёт свою способность справляться и совладать со страхами. Были приемы, формат которых подразумевал совместный выход психотерапевта и Пациента/ клиента в условия пугающих ситуаций, нахождения в них, применения специальных терапевтических техник, для угасания чувства страха и усиления уверенной позиции к страху.
Естественным образом такой опыт значительно сильнее закрепляет позитивные представления о себе, чем просто оспаривание его прежних взглядов в теории.
И таких практик в КПТ великое множество.
В заключение, можно сказать, что в основе применения КПТ лежат принципы качественного профессионального и человеческого взаимодействия, подробный анализ внутренних переживаний обратившегося и практическое развитие навыков нового успешного поведения!
Если кто-то из вас столкнулся с жизненными сложностями, которые затруднительно решить самостоятельно привычными способами, вы можете обратиться за помощью специалиста в области психологии. Ныне, это перестало быть стигматизированным или опасным решением. Все большее и большее количество успешных и публичных людей из разных сфер деятельности говорят, что обращались или посещают психологов или психотерапевтов и, что видят в этом существенный ресурс для себя.